Процесс эксплуатации автомобиля предполагает под собой траты на расходные материалы (бензин, фильтры, технические жидкости, свечи зажигания и т.д.) и комплектующие изделия (подшипники, тормозные колодки, аккумуляторные батареи, генераторы и другие детали). Любая деталь имеет определенный срок использования и обусловленную степень износа.
Автомобиль будет служить своему хозяину долго и верно, если своевременно менять изношенные запчасти. Если аккумулятор вышел из строя, машину нельзя будет завести, не будет работать электрооборудование, электроника, освещение, указатели поворотников. Кстати, о том, как все же попробовать завести машину, если сел аккумулятор, читайте в этой статье.
Где купить качественный АКБ и сколько стоит аккумулятор на машину — вот два основных вопроса, которые приходится решать автолюбителю, который регулярно забывает выключить фары.
Подбор параметров аккумулятора
Есть два способа подбора аккумулятора при покупке. Первый — изучить рекомендации завода-изготовителя и купить дорогой, но оригинальный. Второй — рассмотреть более подробно процесс подбора подходящего аккумулятора. Этот способ в большинстве случаев более экономичен и на первом этапе предполагает изучение технических параметров (рисунок 1):
- тип батареи (свинцово-кислотная, гибридная, гелевая, AGM);
- емкость в ампер-часах (А·ч);
- пусковой ток в амперах (А);
- маркировка полярности и тип клемм;
- размер;
- необходимость обслуживания.

Теперь подробнее о характеристиках. Из всех типов стартерных батарей для легкового автомобиля в своем большинстве на практике используются либо свинцово-кислотная, либо гелевая (вместо электролита заливается специальный гель).
Емкость это способность АКБ накапливать и хранить определенный объем энергии. Это, например, как в двухлитровую банку можно залить два литра воды, а в трехлитровую — три. Допустим, для Хендай солярис будет достаточно аккумулятора на 55 ампер-часов, для ваз 2114 — лучше на 60 ампер-часов, но и цена в зависимости от емкости тоже будет меняться. Соответственно на ваз 2107 цена аккумулятора емкостью 75 ампер-часов возрастет на небольшую сумму.
Любителям громкой акустики и мощного звучания, чтобы обеспечить потребляемую мощность необходимо использовать более емкостной аккумулятор (порядка 100 ампер-часов) с учетом замены генератора, который будет вырабатывать необходимый уровень зарядки. Кстати, как зарядить аккумулятор в машине, читайте в этой статье.
Пусковой ток — способность батареи выдавать максимум тока в момент пуска двигателя. Другими словами, в момент пуска двигателя автомобиля надо извлечь приблизительно 255 – 270 Ампер. Емкость аккумулятора обычной семерки примерно 60 А·ч, что превосходит номинал примерно в 5 раз. Но современные гелевые аккумуляторы (рисунок 2) способны отдавать до 500 А, что позволяет производить запуск двигателя за более короткое время и при низких температурах.

Следует обратить особое внимание на то, что у различных типов аккумуляторов клеммы «плюс» и «минус» могут быть различных геометрических размеров и расположены друг относительно друга справа-налево, ближе-дальше от края. Полярность может быть прямой и обратной.
Если зрительно представить аккумулятор, повернув его клеммами к себе, то для прямой полярности «плюс» находится слева, «минус» — справа. Для авто, сделанных в России, обычно, используются аккумуляторы с прямой полярностью, европейские – обратной полярности. Сейчас используются аккумуляторы с клеммами двух разных стандартов (рисунок 3):
- Euro (type 1, клемма «плюс» имеет диаметр 19,5 мм, клемма «минус» — 17,9 мм);
- Asia (type 3, клемма «плюс» имеет диаметр 12,7 мм, клемма «минус» — 11,1 мм).

На размеры АКБ важно обращать внимание, так как место установки и размер крепежной рамки у каждого производителя может значительно различаться. Аккумулятор может подходить для автомобиля по всем показателям, а вот по размеру может не совпасть.
Обслуживаемый аккумулятор или нет — данный параметр носит вспомогательный характер и важен только для грамотных водителей, которые разбираются в показателях уровня и плотности электролита. Для обслуживания и зарядки такого аккумулятора необходимо откручивать пробки. Современные типы аккумуляторных стартерных батарей, как правило, не требуют обслуживания.
Выбор производителя и цена
От многообразия производителей аккумуляторов (отечественные, немецкие, чешские, японские, китайские, американские, стран СНГ) разбегаются глаза. Для сравнения возьмем АКБ емкостью 60 А·ч и напряжением 12 V. Bosch из Германии самый дорогой и будет стоить от 5000 до 15 000 рублей.
Чешская Varta тоже не покажется дешевой и попросит из бюджета автолюбителя свыше 5000 рублей. Турецкий Mutlu обойдется в 3300 рублей, а российский Орион — 2600. Самый экономичный вариант с китайским АвтоФаном будет стоить около 2000 рублей. Можно в крайнем случае приобрести б/у (бывший в употреблении) аккумулятор, но тогда не следует исключать проблем в работе электрики и определенных сложностей, устранение может влететь в копеечку.
Выбирая качество вы получаете гарантированное преимущество в вопросах:
- длительности эксплуатации;
- гарантированного пуска двигателя при низких температурах;
- возможности эксплуатации при временной неисправности генератора;
- эксплуатации без дополнительного обслуживания.
Приобретать аккумуляторную стартерную батарею лучше всего в магазине. Там ответят на любой вопрос, дадут все документы и гарантию. Но будет не лишним убедиться в наличии у продавца сертификата качества на покупаемую продукцию.
В качестве примера рассмотрим покупку АКБ для среднестатистического автомобиля (Kia Rio) обычным автолюбителем. Ассортимент аккумуляторных батарей для такого автомобиля включает в себя несколько видов продукции разнообразных ценовых категорий от таких производителей, как Varta, Bosch, Mutlu и Energizer. На Kia Rio установлен с емкостью в 48 А·ч и обратной полярностью (в Корее другая методика подсчета емкости и равна европейским и китайским аккумуляторы емкостью 60 А·ч). Прочитав документацию, выясняем, что производитель рекомендует оригинальные аккумуляторы, мотивируя это такими показателями как:
- доступность;
- новые технологии;
- расширенные температурные характеристики;
- высокая степень защищенности;
- минимальный риск от утечек электролита.
Проанализировав все составляющие, можно сделать вывод, что идеально подойдет VARTA D24 Blue Dynamic 560 408 054 с пусковым током 540 А и ценой чуть больше 5000 рублей. Если Вы стеснены в финансах, то можно рассмотреть вариант аккумулятора такого же типа из Поднебесной — Kainar АКБ «KAINAR» 6ст (60 Ач о/п), который обойдется в 2500 рублей.
Покупая аккумулятор для автомобиля в первую очередь надо учитывать рекомендации производителя, а во вторую — собственный финансовые возможности.