Знакомая история. Утренняя спешка, но характерные щелчки втягивающего реле стартера, приводят в уныние от понимания того, что аккумулятор разрядился.
Как следствие — неприятности от опоздания на работу или деловую встречу. Избежать подобных казусов позволит только уверенность в том, что аккумулятор обслужен и работоспособен.
Как быстро завести автомобиль
Аккумуляторная батарея (АКБ) автомобиля предназначена для питания автономной электрической сети и запуска двигателя посредством подачи напряжения на стартер. Именно поэтому её называют аккумуляторная стартерная батарея. Существует только два действенных способа, как зарядить аккумулятор автомобиля:
- от зарядного устройства;
- от генератора автомобиля.
Но прежде всего надо разобраться в причинах отказов АКБ. Чтобы понять это, надо рассмотреть его строение. Типовая схема компоновки аккумулятора (рис. 1) приведена на рисунке.

Устройство состоит из шести последовательно соединенных блоков электродов, установленных в корпусе, заполненном электролитом. Блок состоит из положительных и отрицательных электродов, которые размещаются попеременно и состоят из свинца и пластика.
Аккумулятор может стать неработоспособным в силу ряда причин:
- производственных дефектов (замыкание пластин, обрыв электродов);
- эксплуатационных нарушений (окисление клемм, замерзание электролита, коррозия решеток, выкипание электролита).
Условно вычеркнем производственный брак и обратим внимание на предпосылки возникновения выхода из строя АКБ во время эксплуатации:
- неисправен реле-регулятор;
- недостаточное натяжение ремня генератора;
- использование потребителей повышенной мощности (стереосистема, обогрев стекол);
- сульфатация и опадание активного слоя пластин;
- окисление клемм проводов стартера;
- частое использование или использование неисправного стартера.
Способы зарядки аккумулятора
Постоянный способ — от генератора, через реле-регулятор, при условии, что автомобиль заведен.
Вернемся к страху не завести мотор морозным утром и опоздать. Первопричина такого положения — низкая плотность электролита и его замерзание. Быстро (в течении 15 минут) в домашних условиях без зарядника устранить такой недостаток возможно.
Понадобится ключ на 10 и тазик с горячей водой, в который уместится аккумулятор. Снимаем батарею, заносим в тепло и смело ставим в горячую воду. Объяснение такого “заряда” лежит на поверхности. Электролит согрелся, поднялась его плотность, повысилась емкость и отдача аккумулятора.
Этих параметров хватает для заводки двигателя. Оказывается, что можно обойтись и без зарядного устройства для восстановления энергопотребления автомобиля.
Следующий способ завести автомобиль, не снимая с машины в мороз аккумулятора, применим для машин старого парка, в которых нет электронной начинки. “Прикуриваем” от другого автомобиля, используя специальные провода с зажимами.
Внимание, здесь важно не перепутать полярность! Аккумулятор, даже если он полностью разряжен, не помешает завести автомобиль. После того, как автомобиль завелся и стал работать генератор, аккумулятор стал насыщаться энергией.
Еще один подобный способ — “с толкача”. Применим, если аккумулятор не полностью разряжен и транспортное средство снабжено механической КПП. Принцип один — завести двигатель и от генератора зарядить аккумуляторную батарею.
Зарядка от внешнего источника питания
В качестве внешнего источника питания будем рассматривать стандартные и самодельные зарядные устройства. Самый распространенный способ — регулируемое (автоматическое) зарядное устройство, приобретенное в магазине.
Среднестатистический автомобилист пользуется недорогим зарядником отечественного производства. Лучше всего для зарядки пользоваться автоматическим зарядным устройством Орион PW 150 (рассматриваем вариант аккумуляторной батареи для легкового автомобиля) в паспорте которого написано:
- для автомобильных 12-вольтовых аккумуляторных батарей;
- ток заряда 6 А;
- выходное напряжение в режиме заряда 6-15 В;
- максимальное напряжение в конце заряда 14,9-15,1 В;
- диапазон рабочих температур от -10 до +40оС.
Это зарядное устройство само знает каким током и какое время нужно для процесса зарядки АКБ. Если не выключить его из сети, то оно самостоятельно перейдет в режим контрольно-тренировочного (заряд-разряд), что пойдет на пользу продлению срока службы аккумулятора.
Совет! Даже необслуживаемую аккумуляторную батарею перед зарядкой надо обслуживать:
- корпус должен быть чистым (внутренние утечки и саморазряд);
- клеммы “+”,”-” смазаны и не окислены (затруднен заряд);
- периодически контролировать напряжение;
- исключить закупоривание отверстия общей вентиляции (отвод газов).
Можно воспользоваться зарядным устройством вымпел 30 (аналогичный класс), только с ручной регулировкой тока заряда (рис. 2). Особую популярность набирают сейчас дешевые аналоги зарядников, которые можно выписать с известного сайта рассылок.

Но использовать их можно только для зарядки литиевых аккумуляторов, которые устанавливаются в небольшие гаджеты. Хотя, imax b6 (рис. 3) можно запрограммировать в качестве источника для контрольно-тренировочного цикла автомобильного аккумулятора емкостью 55 Ач.
Чтобы хоть как-то оживить аккумулятор автомобиля, можно воспользоваться зарядкой от ноутбука. Если заряжать током 3 А, то процесс зарядки в таком случае может растянуться до суток. Главное — изготовить провода с переходником и не перепутать полярность. Для контроля в разрыв плюсовой цепи можно включить 12-вольтовую лампочку.
Для самых пытливых. Да! Можно от блока питания компьютера зарядить аккумулятор для автомобиля. Включаем блок в сеть и в колодке замыкаем изолированным проводником зеленый и любой черный провод. Блок ожил.

Отключаем, в колодке находим желтые провода, отрезаем и скручиваем в жгут — это “+12 В”. С синими поступаем точно также — это “-12 В”. Припаиваем провода с зажимами, подключаем аккумулятор для зарядки. Внимание! Полярность и напряжение следует проверить .
Способы заряда АКБ
Способов всего три:
- Нормальный;
- Ускоренный (форсированный);
- Импульсными токами..
При нормальном способе заряда ток (Iз) заряда вычисляется по формуле — емкость батареи (Q) делится на 10 (Q/10). То есть, если АКБ емкостью 75 Ач, то изначально зарядный ток — 7 А. Когда значение тока упадет, процесс зарядки считается законченным.
Для ускоренного заряда применяют ЗУ (зарядное устройство) с большим током зарядки. Увеличение тока зарядки ведет к сокращению времени зарядки.
Внимание! Нельзя таким способом заряжать необслуживаемые аккумуляторы. Если не открыть крышки, то аккумулятор может взорваться. Такой способ сокращает жизненный цикл батареи.
Третий способ зарядки может быть применен в автоматических ЗУ, когда зарядка завершена, а устройство переходит в режим импульсной подачи тока.
Способы зарядки здесь описаны далеко не все, а только те, которые нужны в реальной жизни. Но все равно напишите про то, что думаете о них! И обязательно поделитесь статьей с друзьями в социальных сетях!