Как зарядить аккумулятор автомобиля: советы для чайников

Знакомая история. Утренняя спешка, но характерные щелчки втягивающего реле стартера, приводят в уныние от понимания того, что аккумулятор разрядился.

Как следствие — неприятности от опоздания на работу или деловую встречу. Избежать подобных казусов позволит только уверенность в том, что аккумулятор обслужен и работоспособен.

Как быстро завести автомобиль

Аккумуляторная батарея (АКБ) автомобиля предназначена для питания автономной электрической сети и запуска двигателя посредством подачи напряжения на стартер. Именно поэтому её называют аккумуляторная стартерная батарея. Существует только два действенных способа, как зарядить аккумулятор автомобиля:

  • от зарядного устройства;
  • от генератора автомобиля.

Но прежде всего надо разобраться в причинах отказов АКБ. Чтобы понять это, надо рассмотреть его строение. Типовая схема  компоновки аккумулятора (рис. 1) приведена на рисунке.

Как зарядить аккумулятор автомобиля: советы для чайников
Рис. 1

Устройство состоит из шести последовательно соединенных блоков электродов, установленных в корпусе, заполненном электролитом. Блок состоит из положительных и отрицательных электродов, которые размещаются попеременно и состоят из свинца и пластика.

Аккумулятор может стать неработоспособным в силу ряда причин:

  • производственных дефектов (замыкание пластин, обрыв электродов);
  • эксплуатационных нарушений (окисление клемм, замерзание электролита, коррозия решеток, выкипание электролита).

Условно вычеркнем производственный брак и обратим внимание на предпосылки возникновения выхода из строя АКБ во время эксплуатации:

  • неисправен реле-регулятор;
  • недостаточное натяжение ремня генератора;
  • использование потребителей повышенной мощности (стереосистема, обогрев стекол);
  • сульфатация и опадание активного слоя пластин;
  • окисление клемм проводов стартера;
  • частое использование  или использование неисправного стартера.

Способы зарядки аккумулятора

Постоянный способ — от генератора, через реле-регулятор, при условии, что автомобиль заведен.

Вернемся к страху не завести мотор морозным утром и опоздать. Первопричина такого положения — низкая плотность электролита и его замерзание. Быстро (в течении 15 минут) в домашних условиях без зарядника устранить такой недостаток возможно.

Понадобится ключ на 10 и тазик с горячей водой, в который уместится аккумулятор. Снимаем батарею, заносим в тепло и смело ставим в горячую воду. Объяснение такого “заряда” лежит на поверхности. Электролит согрелся, поднялась его плотность, повысилась емкость и отдача аккумулятора.

Этих параметров хватает для заводки двигателя. Оказывается, что можно обойтись и без зарядного устройства для восстановления энергопотребления автомобиля.

Следующий способ завести автомобиль, не снимая с машины в мороз аккумулятора, применим для машин старого парка, в которых нет электронной начинки. “Прикуриваем” от другого автомобиля, используя специальные провода с зажимами.

Внимание, здесь важно не перепутать полярность! Аккумулятор, даже если он полностью разряжен, не помешает завести автомобиль. После того, как автомобиль завелся и стал работать генератор, аккумулятор стал насыщаться энергией.

Еще один подобный способ — “с толкача”. Применим, если аккумулятор не полностью разряжен и транспортное средство снабжено механической КПП. Принцип один — завести двигатель и от генератора зарядить аккумуляторную батарею.

Зарядка от внешнего источника питания

В качестве внешнего источника питания будем рассматривать стандартные и самодельные зарядные устройства. Самый распространенный способ — регулируемое (автоматическое) зарядное устройство, приобретенное в магазине.

Среднестатистический автомобилист пользуется недорогим зарядником отечественного производства. Лучше всего для зарядки пользоваться автоматическим зарядным устройством Орион PW 150 (рассматриваем вариант аккумуляторной батареи для легкового автомобиля) в паспорте которого написано:

  • для автомобильных 12-вольтовых аккумуляторных батарей;
  • ток заряда 6 А;
  • выходное напряжение в режиме заряда 6-15 В;
  • максимальное напряжение в конце заряда 14,9-15,1 В;
  • диапазон рабочих температур от -10 до +40оС.

Это зарядное устройство само знает каким током и какое время нужно для процесса зарядки АКБ. Если не выключить его из сети, то оно самостоятельно перейдет в режим контрольно-тренировочного (заряд-разряд), что пойдет на пользу продлению срока службы аккумулятора.

Совет! Даже необслуживаемую аккумуляторную батарею перед зарядкой надо обслуживать:

  • корпус должен быть чистым (внутренние утечки и саморазряд);
  • клеммы “+”,”-” смазаны и не окислены (затруднен заряд);
  • периодически контролировать напряжение;
  • исключить закупоривание отверстия общей вентиляции (отвод газов).

Можно воспользоваться зарядным устройством вымпел 30 (аналогичный класс), только с ручной регулировкой тока заряда (рис. 2). Особую популярность набирают сейчас дешевые аналоги зарядников, которые можно выписать с известного сайта рассылок.

Как зарядить аккумулятор автомобиля: советы для чайников
Рис. 2

Но использовать их можно только для зарядки литиевых аккумуляторов, которые устанавливаются в небольшие гаджеты. Хотя, imax b6 (рис. 3) можно запрограммировать в качестве источника для контрольно-тренировочного цикла автомобильного аккумулятора емкостью 55 Ач.

Чтобы хоть как-то оживить аккумулятор автомобиля, можно воспользоваться зарядкой от ноутбука. Если заряжать током 3 А, то процесс зарядки в таком случае может растянуться до суток. Главное — изготовить провода с переходником и не перепутать полярность. Для контроля в разрыв плюсовой цепи можно включить 12-вольтовую лампочку.

Для самых пытливых. Да! Можно от блока питания компьютера зарядить аккумулятор для автомобиля. Включаем блок в сеть и в колодке замыкаем изолированным проводником зеленый и любой черный провод. Блок ожил.

Как зарядить аккумулятор автомобиля: советы для чайников
Рис. 3

Отключаем, в колодке находим  желтые провода, отрезаем и скручиваем в жгут — это “+12 В”. С синими поступаем точно также — это “-12 В”. Припаиваем провода с зажимами, подключаем аккумулятор для зарядки. Внимание! Полярность и напряжение следует проверить .

Способы заряда АКБ

Способов всего три:

  1. Нормальный;
  2. Ускоренный (форсированный);
  3. Импульсными токами..

При нормальном способе заряда ток (Iз) заряда вычисляется по формуле — емкость батареи (Q) делится на 10 (Q/10). То есть, если АКБ емкостью 75 Ач, то изначально зарядный ток — 7 А. Когда значение тока упадет, процесс зарядки считается законченным.

Для ускоренного заряда применяют ЗУ (зарядное устройство) с большим током зарядки. Увеличение тока зарядки ведет к сокращению времени зарядки.

Внимание! Нельзя таким способом заряжать необслуживаемые аккумуляторы. Если не открыть крышки, то аккумулятор может взорваться. Такой способ сокращает жизненный цикл батареи.

Третий способ зарядки может быть применен в автоматических ЗУ, когда зарядка завершена, а устройство переходит в режим импульсной подачи тока.

Способы зарядки здесь описаны далеко не все, а только те, которые нужны в реальной жизни. Но все равно напишите про то, что думаете о них! И обязательно поделитесь статьей с друзьями в социальных сетях!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Автоюрист Пермь 273-73-17
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: